Психология.

<<<НазадPickup(Набросок про то, что такое "якоря" в НЛП )
Набросок про то, что такое "якоря" в НЛП

ПРИЛОЖЕНИЕ:
ЯКОРЯ И ЯКОРЕНИЕ

Меня часто просят объяснить что такое якоря, якорение и как
это использовать в пикапе.
Но для начала я хотел бы задать вопросик. А было ли у тебя в
жизни такое, что:
- какая-то песня напомнила что из прошлого, когда под эту
самую музыку ты испытывал что-то приятное (или наоборот)
- ты почувствовал какой-то старый запах, и это навеяло
воспоминания о чем-то
- одно только прикосновение другого человека вызывает
какую-то реакцию
- звук, похожий на звук бормашины напомнил об ощущениях при
сверлении зуба

И так далее.
Если такое у тебя бывало - значит тебе уже легче представить о
чем мы говорим.

Я уверен что в твоей жизни часто встречаются такие вот
случаи. Конкретное содержание, конечно, отличается, но суть-то
подмечена верно. А как это все объяснить - см. ниже.

В принципе, изучением якорения занимался еще Павлов, когда
экспериментировал со своими собаками. Параллельно естественным
возбудителям для выделения желудочного сока (т.е. вид и запах
мяса) применялся дополнительный, например, звук звонка. В
результате этот звук уже сам по себе ассоциировался с приемом
пищи. И получалось что звонит звонок - и собака выделяет
желудочный сок (хотя должна бы только при виде и запахе пищи).
Вот тебе и приобретенный рефлекс у собаки.
Человек же - устроен так, что для обучения новому рефлексу
часто не нужно долгого повторения, а достаточно однократного
включения. Нам же хватает сунуть один раз руку в огонь, чтобы
больше никогда этого осознанно не делать. Бывает достаточно один
раз встретить гопников в темном переулочке, чтобы бояться каждый
раз, когда в темное время приходится возвращаться домой.
:)

А дело все в том что и тело наше, и сознание - это всё части
одной и той же кибернетической системы. Все части неразрывно
связаны и переплетены друг с другом.
И вся та информация, что мы получаем через органы чувств
(что мы видим, слышим, воспринимаем, ощущаем) - обрабатывается
совместно, в одном комплексе. То-есть бывает достаточно вспомнить
музыку, которая играла в прошлом, чтобы полностью нарисовалась
вся картинка того момента, чтобы ты смог почувствовать как это
все было...
И всё это настолько связано воедино, что достаточно одного
элемента, чтобы вспомнить все ситуацию целиком.

И вот поэтому мы можем сами это использовать и ввести новый,
легкоповторимый элемент в ситуацию, в результате он напрямую
свяжется с ней. И теперь если мы активизируем этот элемент, то
вернется все переживание целиком. Вот этот элемент и называется
"якорем", так как он фиксирует данное переживание.
Якорь может работать в любой системе восприятия из возможных:
- кинестетическая (чувственная) - осязание, чувственное восприятие,
ощущение нажатия, температуры,
- визуальная - то, что мы видим
- аудиальная - то, что мы слышим
- вкус, обоняние

Для проверки работы КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО (то-есть работающего в
системе ощущений) якоря можно сделать простые упражнения.
Например, попробуй в компании, когда рассказываются анекдоты,
прикасаться во время каждой вспышки смеха к руке кого-либо из
присутствующих. Потом уже может оказаться достаточно прикоснуться
к руке того человека в том же месте, с той же силой (и т.п.),
чтобы он засмеялся. Так и произойдет, если все это сделать
правильно, уместно и своевременно. Тут уже только фантазия может
тебе подсказать, сколько есть всего вариантов для того чтобы
попробовать якорение.

Но чтобы все работало успешно - есть несколько
принципиальных моментов:

1. При активизации якоря прикасаться нужно ИМЕННО в том же
месте, что и постановке якоря, с тем же усилием, и вообще как
можно более похоже на первый раз. Поэтому такой якорь
рекомендуется ставить на "косточки", то-есть на те части тела,
где легко будет найти требуемую точку: локоть, косточки кисти и
пальцев, колено, лопатки, плечо... Ну, можно еще ущипнуть мочку
уха - тут тоже не промахнешься...
2. Ставить якорь стоит непосредственно перед моментом когда
переживания достигнут своего пика, поэтому надо внимательно
наблюдать за человеком. Когда переживания пойдут на убыль (и даже
незадолго перед этим моментом) стоит отпустить якорь. Если есть
возможность, то стоит якорь усилить, установив его несколько раз
на одно и то же место.
3. Лучше если человек сознательно не замечает твоих действий
по якорению.
4. Может оказаться что уже есть какой-то якорь из прошлого
на какое-то из воздействий. Поэтому, в частности, в упражнениях
на повышение уверенности в себе может оказаться уместным
применение какого-либо другого якоря вместо соединения рук в
"замок" - например, нажатие на какую-то косточку на кулаке...

ДРУГИЕ виды якорей кроме кинестетического тоже можно
эффективно использовать, но это сложнее в реализации, а вот
промахнуться для начинающего - проще, так как по сути
кинестетический якорь часто объединяет якорение во всех трех
системах:
- собственно кинестетической (чувственной)
- визуальной (если человек видит как ты протягиваешь к нему
руку и т.п.)
- слух воспринимает шорох от перемещения и как шелестит
рубашка когда протягивают руку...
К тому же с кинестетическим якорем можно быть уверенным что
человек почувствовал что ты прикоснулся к нему, в то время как
можно звуковой якорь не расслышать, визуальный - пропустить или
проморгать...

Итак, упражнение для проверки освоения материала.

Вопрос:

ИТАК, ЯКОРЬ ...

1. Это такая металлическая фигня, что опускается на дно и
фиксирует корабль от дрейфа и удерживает его в нужном месте.
2. Применяется для того, чтобы зафиксировать нужное нам состояние
человека и в любой момент вызвать его по нашему желанию.
3. Часто изображается на всяческой военно-морской символике.
4. Бывает звуковой, визуальный и кинестетический.
5. Все вышеперечисленное, но нас прежде всего интересуют аспекты
2 и 4.
©Stafik*NET2002 

Hosted by uCoz